yaroslavryazan: (Default)
[personal profile] yaroslavryazan

Всем здравствуйте!

Вот уже который раз в заголовках новостей неонацистов и «скреподержателей» я замечаю следующие заголовки: «Тайная жизнь Окуджавы», «Кто по происхождению Высоцкий ( Городницкий, Галич...)»и море им подобных. Честно, запоминать нет ни сил, ни желания. Ищите эту дрянь сами, если считаете нужным. И вот там старательные тролли черт знает откуда придираются ко всему, откровенно лгут, искажают суть явления, превращая величайших поэтов века если не золотого, то уж точно серебряного, в комья грязи — благо, большинство жертв уже не может ответить на клевету... Недавно Александр Городницкий написал таким «товарищам» стишок, который я полностью здесь приводить не буду, но финал всё же перепечатаю в конце этой статьи.

Итак, описываемые нами события начинаются (со слов Андрея Битова, предисловие к сборнику стихов Булата Окуджавы «Пока земля ещё вертится...») где-то в 2009 году. Именно тогда, а конкретно - 8.10.2009, в «Exlibris» некто Е.Лямпорт публикует заметку об имуществе Булата Окуджавы. Статья подана как антикоррупционная, однако, в ней не упоминается, что Б.Окуджава был редактором одной из литературных газет того времени, поэтому уж дачу-то в Переделкино он точно мог себе позволить. Спустя ровно месяц, 18.11.2009, появляется другая публикация — господин Пирогов напечатал пасквиль, увы, не сохранившийся в архивах, на страницах «Литературной газеты». Не могу сказать, что именно там было, так как мне не удалось найти его копии, а оригинал удалили уже давно. Однако появляется тенденция. Пока ещё не звучат прямые оскорбления в адрес поэтов, пока только зондируется почва. Видимо, благодаря в том числе и Андрею Битову, волны травли не получилось, и инициатива легла в стол «до лучших времён».

И вот настают эти самые времена. Раскол Украины, украденный Крым, начало всероссийской сказки про (пропитую) лучшую страну в мире. Власть боится повторения украинского Майдана, прошедшего очень легко, и пытается найти способ сохранить положение. Естественно, при этом начинается тотальный анализ ошибок предыдущих властей — но не о том. Вместо того, чтобы исправить положение дел в стране, власть смотрит, как происходили перемены прошлого. Революция 1917 года прошла при крайнем накале населения (для сравнения — первая стачка нового времени, Всероссийская стачка дальнобойщиков, началась совсем недавно) и при участии решительно настроенной молодёжи (ага, вспоминаем недавние акции Навального). Накал было решено спускать на ура-патриотизме и хамстве по отношению к другим государствам, с молодёжью сложнее — начались милитаристические кампании (дети выходят на сцену с оружием в руках только в КНДР и в РФ), но должного эффекта это, как видим, не дало... Теперь глянем на развал СССР. Опять же, накал населения — что же, ты ничего не можешь себе позволить, но зато «живешь в оч.большой стране и всем можешь нахамить» (Е.Понасенков). А вот теперь мы подошли к тому, что нас так интересует — в создавшейся к тому времени полуподпольной андеграундной культуре, базировавшейся в основном на текстах. И тексты эти были... песенными. Всему виной появление магнитофона — это явление очень хорошо известно и описывается профессионалами до сих пор. Стихи и прозу нужно где-то печатать, при цензуре это становится невозможно — вот тут-то и приходят на помощь поэтические вечера. И в качестве усилителя интимности разговора, а также инструмента для аккомпанемента (практически в любом уважающем себя литературном салоне позапрошлого столетия было фортепиано) была выбрана гитара. На ней легко научиться играть аккордами, её можно брать с собой, да и к тому же, как известно, «строить и жить помогает» действительно песня... Записать на магнитофон концерт такого «поющего поэта» очень просто, ещё проще потом снимать с плёнки копии для себя... Начинается эпоха «магнитофониздата», явление бардовской песни родилось. Первые образчики были в целом аполитичны (1951 год, Ю.Визбор), тем не менее, из-за ЛИЧНОСТНЫХ интонаций (вспомните, на какой структуре базируется социализм, если что) и тяги к свободе, они сумели насторожить деятелей в роскошных кабинетах. И после знаменитого XX съезда КПСС...

Галич. Ким. Дольский. Городницкий, Высоцкий. Эти имена сегодня знакомы каждому. Именно они в 60-е годы своим творчеством открыли новую форму авторской песни — сатирическую, высмеивающую действительность, говорящую: «Так не должно быть!» Одновременно с этим активизируются «не очень официальные» кино (Гайдай, Рязанов) и поэзия (Бродский, Евтушенко). Время шестидесятников — настоящей веры в светлое будущее, свободы и храбрости. Вот тут-то советская власть и зашевелилась. Бродского и Галича убрали, остальным (я уже имею в виду только бардов) запретили давать залы для концертов и возможность работать для театра и кино. Ким спасается псевдонимом «Ю.Михайлов», но тенденции не остановить — начинаются фестивали авторской песни. В 1979 году Грушинский фестиваль собирает сотню тысяч человек, после чего запрещается до 1986 года, всё равно проходя при этом на условиях полуподполья. В перестройку барды активно работают, на «Мосфильме» снимается документальный фильм «Два часа с бардами»... Народ узнает ситуации, описываемые в песнях, в строе собственной страны. В довершение всего начинается кризис... дальше вы знаете. 1990-е -время спокойного развития авторской песни. Появляются диски, концерты... Но одновременно с этим уходят классики жанра. Сейчас принято считать, что АП (сокращение от «авторская песня») находится в состоянии творческого кризиса из-за недостатка новых сил, при этом её развитие по-прежнему спокойное.

Вместе с этим на волне популярности «Битлз» в 60-е годы развивается культура русского рока. Первыми отечественными рок-группами были «Славяне» и «Сокол», именно вторая спела песенку в мультфильме «Фильм, фильм, фильм!». Других записей того времени не сохранилось, но тем не мнеее, родилась ещё более протестная субкультура, нежели АП. В СССР термин «рок» был под негласным запретом, участникам таких ансамблей приходилось называть себя ВИА – вокально-инструментальный ансамбль. Тем не менее, слушателей было очень много, а в 1982 году антивоенная песня Ю.Шевчука и группы ДДТ «Не стреляй!» получает лауреатство в одном из конкурсов. Сейчас рок-культура развивается семимильными шагами, попутно начиная частично сливаться с авторской песней.

 

Почему я об этом пишу? Да потому что в ближайшее время всё может измениться. «Вконтакте» появляются целые бот-страницы, направленные на дискредитацию конкретных имён (чаще всего достаётся Высоцкому, видимо, как самому известному и народному барду), а также отдельные персонажи, заявляющие об АП как о "позоре русской поэзии"... Эти вылезли перед митингом за Исаакий-музей на Фонтанке-ру. 
Но мы всё же полюбуемся на непреходящую классику. «Героиновый наркоман Высоцкий» (амфетаминовый, учите матчасть, да и то в последние годы жизни, из-за врачей, «лечивших» его от алкоголизма подобным образом)...

...Мы тоже дети страшных лет России,

Безвременье вливало водку в нас.

(с)В.С.Высоцкий.

«Высоцкий и КГБ»... Попробуйте, занимаясь в то время самодеятельностью, избежать этой... организации.

Конечно же, классика жанра: у этих товарищей все барды, даже Высоцкий — русофобы, сионисты, мафиози и т. д. И смешно, и грустно.

На литературных порталах появляются точно такие же лица. Так, к примеру, на «Избе-Читальне», где я имел несчастье когда-то поселиться, этим особенно отличается некто Семён Диванов. Совершенно безнаказанно нарушая правила форума (никакие стихи не могут туда выставляться, кроме как на совместный разбор), он тоннами катает полустихотворно-графоманские пасквили, посвящённые и Высоцкому (с него и начал), и Окуджаве, и Евтушенко... в общем, ВСЕМ. Реально. Народ пока даёт ему отпор, но уже появились и другие то ли боты, то ли реальные люди, увидевшие для себя очередной тёпленький мейнстрим... Последняя работа — очернение шестидесятников. Да-да, вообще всех и сразу.

В ЖЖ, LiveInternet и куче других малоизвестных сайтов всё ровно то же самое. Только тут больше достаётся Окуджаве. Здесь припоминают и отца — грузинского революционера, и много чего ещё... Начнём с коррупционных обвинений.

Итак, не помню, откуда. Синтез, короче.

«Жаворонков крик» — последняя строчка одного из стихотворений Булата Шалвовича. Обвинение: «Жаворонки» - якобы посёлок, где у Окуджавы и, по-моему, Собчака, находятся близкие дачи.

Ну, делится ли на «Жаворонки» и прочие районы московская деревня Переделкино, я не знаю. Только вот опять же — читайте выше. Окуджава был редактором литгазеты, он занимал самое высокое положение из всех бардов. И дачу точно мог себе позволить. Кроме того, видение в поэтическом образе того, чего там нет, очень вредно, и мы это увидим прямо сейчас:

«А значит, нам нужна одна победа,

Одна на всех — мы за ценой не постоим...»

Победа, конечно же, в глазах этих личностей, совсем другая. Угадайте, чего над чем, какой бред написан в пасквиле. И как же это проглядела советская цензура-то, а?..

«Возьмёмся за руки» - ну опять, конечно же, злобный круг диверсантов — антисоветчиков и т. д., и т.п... Это часом не лично Путин пишет, а? Такое может прийти на ум только после плохого ботокса, правда...

Ладно, проехали. Всю эту мерзость я не запоминал и запоминать не собираюсь. На орехи достаётся и по национальности, и по многому другому... Не напоминает советские мультфильмы до «Бременских музыкантов», где каждый отрицательный герой считал своим долгом играть на гитаре, в то время как остальные слушали радио или имели гармошку?.. По-моему, замечательно напоминает. До нового «Мышонка» (вот уж конкретно антибардовский мультфильм) остаётся всего чуть-чуть...

Ах да, конечно, ведь именно Окуджава первым спел о войне (святая вещь для патриотов РФ) так:

«Ах война, что ж ты сделала, подлая,

Стали тихими наши дворы…»

И ещё вот это:

«Не в другом, а в себе побеждайте врага,

А когда преуспеете в этом,

Не придётся уж больше валять дурака –

Вот и станете вы человеком».

Городницкого призывают отречься то от одного, то от другого, полощут в грязи стихотворение «Родство по слову»... Ещё бы:

«Родство по слову — порождает слово,

Родство по крови — порождает кровь.»;

«А стае не нужны законы Бога -

Она живёт завету вопреки,

Там ценятся в сознании убогом

Лишь цепкий нюх да острые клыки...»

Кима, корейца, ухитряются называть евреем:-) О да, просто тема для новой песни. Юлий Черсанович, вам идея!

«Говорят обо мне, что я в профиль-Утёсов,

И Муслим Магомаев — анфас...

Что по виду-блондин, по натуре-философ,

Что я — вылитый кто-то из вас...

В коллективе хорош, уваженья достоин,

И здоровье моё на все сто...

Стоп! Кто я???

А я не знаю — кто!»

И так далее. Вяло, но нападают даже на Визбора. С русским роком ситуация чуть лучше – небольшим нападкам подвергается лишь Юрий Шевчук.

 

«Возьмёмся за руки, друзья,

Чтоб не пропасть поодиночке»

(с)Б.Окуджава.

Власть боится источников сатиры и правды. Я не верю, что вышеупомянутые действия — инициатива частных лиц. Кто-то очень большой и сильный пока только зондирует почву под нами, причём уже намного больнее, чем в 2009 году. Власть запомнила свою ошибку и вряд ли её повторит. Новый законопроект, запрещающий музыкантам, не зарегистрированным в профильном союзе, брать в аренду большие концертные залы, уже почти принят (или принят полностью, а?)... Остаётся только одно — вспомнить классика и взяться за руки. Пусть новое пришествие авторской песни в Россию будет сильнее, талантливее и быстрее!

А всем тем, кто верит подобным статейкам про бардов, и их авторам, я наконец-то цитирую то самое новое стихотворение А.М.Городницкого, а именно его концовку:

«Осенние мерцают лужи

На склоне уходящих дней.

Друзья мои! Копайте глубже!

Ищите, что кому нужней...»

 

Пожалуй, и я на этом закончу.

From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User (will be screened)
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

If you are unable to use this captcha for any reason, please contact us by email at support@dreamwidth.org


 
Notice: This account is set to log the IP addresses of people who comment anonymously.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

July 2017

S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
161718192021 22
23242526272829
3031     

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 23rd, 2017 08:39 am
Powered by Dreamwidth Studios